Предприниматели грозят майданом и говорят, что власть провоцирует самосуды.
Украина вышла на уровень в 7 тысяч новых больных коронавирусом в сутки, когда 22 октября был зафиксирован очередной антирекорд в 7 053 случаев. В соседней Польше ситуация еще тяжелее, а некоторые страны Евросоюза уже стали вводить локдаун в отдельных городах и целых регионах. UBR.ua опросил представителей бизнеса, как они готовятся ко введению локдауна 2.0 в Украине.
Кабмин уходит на карантин
В среду Кабмин принял решение перейти на удаленный режим работы с понедельника, 26 октября, в связи с распространением пандемии коронавируса. Это стало косвенным подтверждением слухов о том, что власти ждут только местных выборов 25 октября, чтобы сразу после их проведения ввести локдаун – закрытие страны на полный карантин подобно тому, которое состоялось весной.
«Во всем мире к этому относятся очень серьезно. Бельгия, Чехия уже закрылись. Великобритания закрывает целые регионы. Испания закрыла Валенсию и Барселону. И мы к этому сценарию, похоже, тоже идем. 6700 в сутки – это рекорд«, – считает глава правления Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.
Туризм
В случае полного закрытия страны от внешнего мира в первую очередь, полагают эксперты, пострадает туризм. С весны этот вид бизнеса практически «лег» и до сих пор так и не пришел в себя. Последствия второго удара сложно предугадать, но украинцы уже к нему готовятся.
«Все зависит от того, какие ограничения будут введены. Если закроют гостиницы, аэропорты, вокзалы, то весь туризм закончится. Сейчас уже планируют отдых только на сегодня-завтра, по сути планов отдыха нет. Если все закроют, то гулять и отдыхать можно разве что только в парках», – считает председатель Всеукраинской ассоциации туроператоров Игорь Голубаха.
Украинцев понять можно. Многие долгие месяцы ждали возможности реализовать свои туры, замороженные еще в марте-апреле. А бронирование путевок сейчас, да еще в условиях возможных банкротств авиаперевозчиков, о которых говорят все чаще, грозит уже не заморозкой, а потерей средств.
Рестораны
На втором месте под ударом оказывается сфера общепита – в первую очередь ресторанный бизнес, тесно связанный как с международным, так и с внутренним туризмом. При этом он до сих пор переживает кризис после удара первого локдауна, последствия которого расходятся, как круги по воде.
«По моим прогнозам, до конца года закроется 10% заведений из тех, кто выжили после первого локдауна. Многие бизнес-центры работают в неполную силу, сотрудники на работу не ходят, работают удаленно. Клиенты тех, кто работал на бизнес-ланчи, так и не вернулись. Выживают только те заведения, у кого постоянные клиенты», – рассказывает директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова.
Какие негативные последствия принесет локдаун 2.0, эксперты пока не торопятся прогнозировать. Грядущее закрытие ресторанов неизбежно в любом случае, так как продолжают выбывать слабые, а выживают на рынке только те заведения, которые сегодня прибыльны.
«Все ожидают, что локдаун будет после выборов. Договорились с арендодателями, готовятся. Но тем, кому тяжело, будут закрываться. Локдаун может стать спусковым крючком для тех, кто решит выйти из бизнеса. Кто выживет в течение полугода на рынке, тот и останется«, – считает Насонова.
Лучше будут чувствовать себя те бары-рестораны, подчеркивают эксперты, у кого в местах их локаций нет конкурентов, кто не зависит от снижения числа офисных работников, а также от посещений семьями с детьми.
Крупный бизнес выживет
Крупный бизнес чувствует себя намного более увереннее, он давно готовится к локдауну 2.0, тем более что разговоры о второй волне пандемии осенью не утихают полгода, и ресурсы подготовиться у него были.
«Крупный бизнес, во всяком случае члены нашей ассоциации, не расслаблялись, все настраивались на длительный марафон. Бизнес перешел в онлайн, комбинирует состав сотрудников. Иностранные компании до середины следующего года отказываются от офлайн-встреч», – рассказывает исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.
Однако и у крупного бизнеса в перспективе грядут проблемы, связанные с тем, что локдаун ударит по простым людям, которые являются покупателями продукции компаний. Ведь заработок украинцев во многом связан с возможностью свободно передвигаться, но если транспортное сообщение остановят, то это грозит снижением или потерей их доходов.
«Падение покупательской способности населения ударит и по компаниям. Ограничения должны быть внедрены с умом, чтобы не навредить, чтобы и люди были здоровы, и экономика продолжала работать. Если остановить транспорт, это вряд ли решит все проблемы, но может стать хуже, и при этом и люди все равно будут болеть», – полагает Деревянко.
Микробизнес
Закрытие экономики, всеобъемлющее закрытие предприятий и уход населения на самоизоляцию бьет по бизнесу, в первую очередь малому, который очень уязвим и зависит от торговли и покупательской способности населения.
«В голове у МСБ (малого и среднего бизнеса, – ред.), что никакого локдауна, социальные последствия которого сложно подсчитать, нет и быть не может. Ведь в этом случае реальный сектор экономики не работает. Курицу, которую несет золотые яйца, можно обогреть, но если ее зарезать – а именно это и представляет из себя локдаун – то тогда все. И в правительстве это понимают», – говорит Соболь.
Еще хуже придется микробизнесу – реализаторам на рынке, продавцам в киосках, чей порог выживаемости – 1 месяц. По сути, это даже и не бизнес в его классическом понимании, говорят эксперты, а самозанятые лица, которые фактически просто обеспечивают себе зарплату. После первого локдауна, например, говорит глава Союза защиты предпринимательства Сергей Доротич, на 30% сократилась сфера услуг.
«Мы еще не отошли от первого карантина, его последствия скажутся только к концу этого года. Но непонятен формат локдауна. Ведь как это должно было работать весной? Все закрывается и вводятся дополнительные меры: увеличиваются койко-места, закупается оборудование. Ничего не сделано, только ток-шоу, разговоры. Локдаун добьет экономику и дискредитирует государственную власть», – уверен Доротич.
По его словам, власть сама толкает малый бизнес к задействованию практики самосуда. И связано это с тем, что наказывать тех граждан, кто в торговых точках нарушает карантинные меры, например, находится без маски, обязали предпринимателей, а правоохранители самоустранились от этого процесса.
«Не сделаны выводы еще с прошлого карантина. 3 ноября мы выходим на акцию. Патриотические настроения бизнеса существенно ухудшились на фоне войны на востоке и ухудшения в целом экономической ситуации. У меня плохие предчувствия, что все это может скатиться в социальное противостояние», – говорит Доротич.